Пит Удольф и его естественный стиль садоводства
Пит Удольф и его ландшафтный дизайн — самый инновационный подход к садоводству сегодня. Его характерный стиль — вдумчивое воплощение природы, которое подчеркивает форму, текстуру и естественную гармонию — является результатом более чем трех десятилетий наблюдения и работы с растениями, особенно многолетними:
- Он экспериментировал с растениями в поисках того, как они выглядят до и после цветения, выдержат ли их семенные головки зиму, какой уход им нужен, и как они будут сочетаться с другими растениями на грядке.
- Дизайнер изучал весь цикл травянистых растений, которому они подвергаются каждый сезон — от нежных побегов, вновь появляющихся весной, до цветения, прорастания семян и отмирания. В частности, этот талантливый садовник наслаждается формами семенных головок и сухих стеблей, которые традиционные садоводы всегда спешат обрезать каждую осень.
- Вместо того, чтобы просто высаживать яркие цветы, дизайнер концентрируется на форме: перьях, шипах, зонтиках и в том, что он называет «шторами». Это воздушные прозрачные растения, такие как декоративные травы, луговая рута и фенхель, которые подчеркивают игру света и движения.
- Удольф выбирает растения больше по форме и текстуре, чем по цвету. Обнаженные стебли и семенные коробочки становятся архитектурными элементами в саду.
- Садовод выбирает многолетники и травы, которые вырастают на высоту от двух до трех метров, так что их стебли и стебли будут значительным образом выглядывать из снега. Мастер предпочитает уборку сада поздней зимой или ранней весной, чтобы эти высокие травы и многолетники были заметны всю зиму.
- Его натуралистический, многолетний луговой стиль оказывает такое влияние, что вы теперь видите его в местных парках, на перекрестках с круговым движением и повсюду.
Несколько слов об основателе «новой волны»
Фото с сайта crainsdetroit.com
Стиль «новая волна» появился благодаря Питу Удольфу (Piet Oudolf). Родился он в 1944 году в Харлеме (Голландия). В 26 лет увлекся растениями и получил образование ландшафтного дизайнера. Являясь противником классических английских садов, Пит считает, что они требуют постоянного ухода и оставляют мало пространства для творчества. Ему нравится экспериментировать со злаковыми культурами, многолетними травами и цветами. Больше всего дизайнеру по душе естественные ландшафты, имитирующие единение с природой.
Поклонники «новой волны» (другие названия New wave, Nature Garden) сделали имя Пита Удольфа нарицательным. Так появились удольфианские сады и удольфианские растения.
Как создать природный сад у себя дома
Как создают сады в стиле новой волны, какие растения они включают, лучше всего рассмотреть на фото с названиями работ голландского ландшафтного дизайнера Пита Удольфа.
Вместо жестких комбинаций, основанных на непрерывном цветении с использованием гибридов, он выбирает растения, которые выглядят естественным образом.
Для того, чтобы воспроизвести у себя на участке такую композицию, следует ознакомиться с основными принципами известного голландца:
- Сад с четырьмя сезонами. Удольф использует сложную палитру растений, которые выбраны по тому, как они выглядят на протяжении всех сезонов: в увядании они должны быть так же красивы, как и в первом весеннем распускании. Если его сады выглядят потрясающе в разгар лета, то осенью и зимой они часто становятся волнующими, поскольку желтые, пурпурные и красные оттенки трогательно переходят в более тонкие оттенки коричневого, и, в конечном итоге, черного. Нужно иметь множество растений, которые цветут в разные времена года. Он предлагает 30% весенних растений, от 40 до 45% летних цветущих и 25% растений, которые лучше всего выглядят осенью.
- Растения ярусами. Например, большие деревья – это верхний ярус, а трава – нижний. Цветущие многолетники и низкорослые растения, которые растекаются по краю дорожки, образуют следующие ярусы. Весь сад состоит из ярусов, как пирог состоит из слоев. Проектируя сад, будьте просты: достаточно двух или трех слоев. Например, вечнозеленых кустарников на заднем плане и многолетников на переднем плане достаточно для создания четких визуальных фокусных точек.
- Правило 70 процентов. Удольф говорит, что многолетники делятся на две категории: структурные и растения-наполнители. Разница между ними заключается в том, что первые растения по своей структуре обеспечивают четкий визуальный интерес как минимум до осени. Растения-наполнители используются только для цвета цветка или листвы, становясь бесформенными или даже неопрятными после середины лета. Около 70 процентов сада должны быть заполнены структурными растениями; остальные 30 процентов могут быть наполнителями. Для структуры выберите многолетники, цветы и травы.
- Повторите тему. Удольф подчеркивает ландшафт несколькими участками одинаковых трав. «Повторение растений с регулярными интервалами добавляет ритм и вариации», — говорит садовник. Это создает ощущение, что это одно место, с одним дизайном и одним взглядом. Секрет получения такого вида: повторяющиеся растения должны обладать отчетливой индивидуальностью и долгим сезоном вегетации, или, по крайней мере, увядать аккуратно или отмирать постепенно. Некоторые из его любимых повторяющихся растений: шалфей луговой, хоста Халцион и астра продолговатолистая.
- Матричные посадки. Например, травы образуют матрицу вокруг красочных фиолетовых астр. Хорошая матричная посадка зависит от фоновых растений, которые визуально спокойные, с мягкими цветами и не бросаются в глаза. Травы — очевидный выбор; они могут занимать пространство в течение длительного периода времени, возможно, круглый год, без необходимости замены. В матрице посадите несколько визуальных объектов, которые будут цвести последовательно в течение года: весной расцветают ирисы, за которыми следуют маки летом и седум -в конце лета, а астры — осенью.
- Местные виды. У Удольфа есть целый набор любимых растений, которые он постоянно использует в своих композициях. Но он создает парки и ландшафты по всему миру и с удовольствием сажает местные виды в их естественной зоне произрастания. Так что у вас не возникнет затруднений в вопросе, как создать сад в природном стиле в российских реалиях, можно смело использовать культуры, которые растут у вас в регионе.
- Ключевой элемент дизайна. В творениях мастера существует несколько акцентов: вертикали, такие как вероникаструм виргинский или пушистая дымка мискантус китайский; шипы и шпили, такие как кровохлебка лекарственная или буквица лекарственная, которые обеспечивают динамические фокусные точки в схеме. Также есть у него перья, такие как астильба или туманные цветы вейника короткохохолкового, шарики и зонтики — группа, в которую входят некоторые из самых любимых и эффективных растений Удольфа, такие как посконник дырчатый или очиток Матрона.
- Рамка взгляда. Удольф использует массы насаждений, чтобы создать рамку вокруг горизонта. При таком подходе передний план может стать фоном всему проекту.
- Размыть края. Создайте глубину и ощущение тайны с растениями, которые смешиваются между собой.
- Отделите пространство. По словам Удольфа, важно отделить пространство вашего сада от ваших соседей, посадив древесную изгородь или забор. Ему нравятся железные заборы, которые можно использовать в качестве опоры для вьющихся растений, таких как клематисы.
- Выбирайте удобные в уходе культуры, которые терпимы к различным условиям. Важно, отметил он, что вы выбираете растения, которым нужны одинаковые базовые условия. Так, например, вереск нельзя сажать с лавандой, так как для вереска нужна кислая почва, для лаванды – щелочная.
- Дорожки и лавочки. Удольф считает, что дорожки важны для садов, так как они ведут зрителя через сад. Ему нравятся твердые поверхности для проходов в небольших садах, каменные или кирпичные, и трава, как дорожка в больших садах. Места для сидения также должны быть включены в общественный или частный сад. С удовольствием мастер использует и скульптуры в своем дизайне.
Максимальный эффект при минимуме затрат
Пит Удольф достигает такого поразительного эффекта, используя минимум растений, причем, очень простых, многолетних, тех, которые встречаются нам на каждом шагу. Это луковичные, многолетники, злаки. Он отдает предпочтение тем, которые хороши не только во время цветения, но и после него.
Основу композиции составляют «ромашковидные» многолетники, флоксы, молочаи, очитки, кровохлебки.
Высоту цветника задает головчатка гигантская, маклейя и катран. Гипсофилы, злаки и зонтичные растения придают композиции объемность и воздушность.
Цветники Удольфа привлекательны еще и тем, что созданные композиции долговечны, не требуют кропотливого ухода, больших затрат времени, сил и денег. Уход за ними заключается в корректировке формы, удалении самосева. Борьба с сорняками сведена до минимума – после высадки растений, почву вокруг них мульчируют. Дорогостоящую кору можно заменить скошенной газонной травой.
Выбор растений для сада «новой волны»
Правильно организованный сад «новой волны» создает впечатление, что вы гуляете по местности, которой не касалась рука человека. Поэтому экзотические растения – плохой выбор для Nature Garden. Ведь кроме трудностей ухода они могут огорчить вас тем, что не приживутся в непривычных климатических условиях.
Для максимальной естественности экспериментируйте с сочетанием дикорастущих и культурных растений.
- Ромашковые. Представители: хризантема, астра, монарда, эхинацея, гелениум, ромашка-нивяник, рудбекия. Высаживаются блоками. Отлично соседствуют со злаковыми и свечеобразными.
- Зонтики. Представители: любисток, флоксы, фенхель, очитки, дудник, пижма, тысячелетники. Прелесть этой группы – в богатой цветовой палитре (от белого до темно-фиолетовых оттенков), но при этом их цветки некрупные. Высаживаются группами-куртинами и создают ощущение большого открытого пространства и легкости.
- Свечеобразные. Представители: наперстянка, вероникаструм, шалфей, бузульник, коровяк, наперстянка, чистец шерстистый, лобелия, а также некоторые виды полыни. Размещаются большими группами и обеспечивают вертикальные акценты.
- Кисти. Представители: астильба, таволга, маклейя, василистник, волжанка. Смотрятся очень эффектно в массе и помогают сделать гармоничные переходы между разными группами растений.
- Пуговкообразные и шарообразные растения. Представители: синеголовник, луки, астранция, мордовник, кровохлебка. Их главное достоинство – высокие цветоносы. Покачиваясь на ветру, такие растения создают особую динамику композиции. Однако не стоит засаживать большие зоны пуговкообразными. Достаточно небольших «кучек».
- «Экраны». Представители: злаковые, например, просо прутьевидное, ячмень гривастый, луговик дернистый, колосняк песчаный, вейник остроцветковый. Роль этих растений в создании своеобразных просветов, которые особенно воздушно и легко смотрятся на солнце.
Многие сорта злаковых ведут себя агрессивно. Чтобы спустя время они не изжили другие культуры, при высадке вкопайте вокруг корневища агроволокно или кусок жести.